Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2011 г. №3(26)

СХОДСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ И НЕКОТОРЫХ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В.Г. Лазаренко
Факультет повышения квалификации врачей, Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск)

The similarity of theoretical principles of Traditional Chinese Medicine and medical schools of Ancient Greece

V.G. Lasarenko
Doctors retraining faculty, Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
РЕЗЮМЕ
Содержание некоторых трудов древнегреческих философов и врачей свидетельствует, что принципиальных противоречий между восточной и западной медициной в древности не было. Эмпедокл (V в. до н.э.) и Алкмеон (IV в. до н.э.) пользовались принципами, аналогичными основам традиционной китайской медицины: дуализмом, учением о непрерывном взаимопревращении первоэлементов (стихий), циркуляции жизненной энергии по каналам, отличным от кровеносных сосудов. Это дает основание считать, что нет причин радикального противопоставления восточной и западной медицины, ввиду их значительного теоретического единства.
Ключевые слова: теоретические основы, Эмпедокл, Алкмеон, традиционная китайская медицина, Древняя Греция.


RESUME
The content of certain works of Ancient Greek philosophers and physicians shows no fundamental contradictions between the eastern and western medicine in ancient times. Empedocles (V century. BC) and Alcmaeon (IV century. BC) used principles similar to those of the basics of Traditional Chinese Medicine: dualism, the doctrine of continuous interconversion of primary elements, the circulation of vital energy through the channels other than blood vessels. This suggests that there is no reason for radical opposition of the eastern and western medicine, because of their considerable theoretical unity.
Keywords: theoretical foundations, Empedocles, Alcmaeon, Traditional Chinese Medicine, Ancient Greece.

В настоящее время «общим местом» является мнение об уникальности традиционной китайской медицины (ТКМ). Но, если для многих ее практических методов это полностью справедливо, то относительно теоретических основ данное утверждение может быть оспорено. Выяснение истинного положения вещей, на наш взгляд, имеет значительное прикладное значение, поскольку в значительной степени будет содействовать реализации принципов интегративной медицины. Причем, действительной реализации и прекращению споров между специалистами, понимающими важность широкого внедрения ТКМ в практику современного здравоохранения, и противниками «чудес» и «тайн» ТКМ. Между тем, никаких чудес и тайн на самом деле, нет. Имеет место лишь недостаточное знакомство как с ТКМ, так и с основами древней западной медицины. Изучение трудов древнегреческих философов и врачей свидетельствует, что противоречий между восточной и западной медициной в древности, по сути, не было.

Для понимания этого необходимо, прежде всего, обратиться к трудам Эмпедокла – знаменитого философа, родившегося около 484–481 г. до н.э. в Акраганте на Сицилии и умершего около 424–421 г. до н.э. Однако они сохранились лишь во фрагментах, практически неизвестных не только широкой медицинской общественности, но и историографам медицины. Диоген Лаэртский, афинский грамматик первой половины III века, оставил о нем очень ценные сведения, другие сообщения, как правило, весьма скудны. Обобщая массу древних данных, Диоген подробно рассказывает об этой сложнейшей для понимания личности, значение которой для истории медицины еще далеко, на наш взгляд, не оценено. Однако эти подробности почти не касаются собственно медицинской деятельности Эмпедокла, если не считать указаний «Эмпедокл исцелил некую Панфею из Акраганта, которую врачи признали безнадежной», а также «Его поэмы «О природе» и «Очищения» достигают пяти тысяч стихов, а «Врачебное слово» – шестисот стихов» [2, с. 330–336]. Представляется необходимым более детально исследовать не только медицинскую деятельность Эмпедокла, но и прояснить некоторые ошибочные суждения о нем. Классик этнологии Д.Д. Фрэзер довольно язвительно отзывался о его личности, что проявилось в оценке деятельности великого философа, фактически помещая его в весьма неоднозначный перечень древних объектов поклонения [6, с. 98]: «Древние египтяне поклонялись не только кошкам, собакам и прочему мелкому зверью, но и людям <…> В классической Греции Эмпедокл выдавал себя не просто за чародея, но за бога, утверждая, что может научить своих учеников, как вызывать или успокаивать ветер, вызывать дождь и сияние солнца, изгонять болезнь и старость, воскрешать мертвых».
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Боннар А. Греческая цивилизация [в 2 тт.] Т.1 / Пер. с фр. – Ростов-на/Д., Феникс, 1994. – 448 с.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1986. – 571 с.
3. Ионичевский В.Г., Савин С.З. Хрономедицина Древнего Китая. – Владивосток: Дальнаука, 2001. – 119 с.
4. Карпов В.П. Гиппократ и Гиппократов сборник // Гиппократ. Избранные труды / пер. с древнегр. В.И. Руднева. – М.: Сварог, 1994. – C. 9–81.
5. Трохачев С. Ю. Потомок Асклепия // Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. с древнегр. В.И. Руднева. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 5–41.
6. Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1983. – 703 с.
7. Эмпедокл. Фрагменты / пер. с древнегреч. // Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей: Данные для его понимания и оценки. – К.: Синто, 1994. – С. 71–146.
8. Якубанис Г. Личность. Общий характер миросозерцания // Эмпедокл: философ, врач и чародей: Данные для его понимания и оценки. – К.: Синто, 1994. – С. 15–70.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU