Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2011 г. №4(27)

ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.А. Карпеев
Национальный совет по гомеопатии (г. Москва)

The physical and spiritual health: traditions and perspectives

A.A. Karpeev
National council of homeopathy (Moscow, Russia)
РЕЗЮМЕ
Взаимосвязь физического и духовного здоровья человека не только является одним из основных постулатов практически всех религий, но и поддерживается многочисленными теориями современной академической медицины. Состоявшийся недавно в Москве Конгресс еще раз подтвердил, что противостояние науки и религии, медицины и религии, прежде достаточно воинственное, уходит в прошлое. Подтвержден и тот факт, что методы традиционной медицины, разрешенные в установленном порядке в России, не противоречат религиозным канонам и их использование в медицинской практике расширяет арсенал и повышает эффективность медицинской помощи населению страны.
Ключевые слова: физическое и духовное здоровье, нравственность, религиозные конфессии, религиозное врачевание, традиционная медицина.


RESUME
The relationship of physical and spiritual health is not only one of the basic postulates of almost all religions, but also is supported by numerous theories of modern academic medicine. The recent Congress in Moscow confirmed once again that the confrontation between science and religion, medicine and religion, in previous time sufficiently warlike, now is disappearing. The methods of traditional medicine approved for medical application in Russia are not contrary to religious strictures and their use in medical practice expands the arsenal and improves health care for population.
Keywords: physical and spiritual health, morality, religious confessions, religious medical treatment, traditional medicine.

Невероятно длинный путь прошла медицина до наших дней. Если говорить об этапах ее развития, то мы, учитывая тематику статьи, можем смело мысленно проскочить огромный период времени, когда оказание медицинской помощи ограничивалось само- и взаимопомощью (хотя уже и на этом этапе, несомненно, можно говорить о наличии зачатков акушерства, травматологии и, конечно, одного из коренных видов традиционной медицины – фитотерапии), но непременно должны задержаться на стадии, характерной для всей мировой медицине. Эту стадию современные исследователи выделяют как религиозное врачевание, имеющее в том или ином случае много общих характерных черт и разнящееся лишь в частностях, характерных для религиозных конфессий.

Имеется точка зрения (А.С. Зубаирова-Валеева), рассматривающая религиозное врачевание даже в качестве особого вида медицины, в одном ряду с медициной академической (западной, научной), традиционной и народной [3]. В качестве доказательства ее существования в настоящее время обычно приводится тибетская медицина, представленная, в основном врачами-монахами в монастырях (дацанах) Тибета, Индии, Бурятии, Калмыкии и т.п.

Известный российский историк медицины Т.С. Сорокина весь донаучный период развития медицины обозначает как врачевание [9]. Другой российский историк медицины А.М. Сточик, говоря об этом же периоде именует его как период магической медицины [10]. Нам кажется, что термин «религиозное врачевание» более точен.

Мы придерживаемся той точки зрения, что религиозное врачевание является этапом развития мировой медицины, этапом весьма важным, наложившим заметный отпечаток на все дальнейшее развитие здравоохранения. И если академическая медицина ушла от влияния этого этапа довольно далеко, то традиционная медицина и, особенно, медицина народная сохраняют отчетливые признаки этого влияния.

Следует сказать, что этот этап характеризуется весьма схожими для наиболее распространенных религиозных конфессий взглядами на причины болезни и смерти, пути исцеления, средства лечения. Практически все религиозные учения утверждают, что здоровье является наградой за праведность, а его нарушение или отсутствие, выражающееся в болезнях, страданиях – удел грешников.

Самое главное сходство различных вероисповеданий заключается в аксиоме: благополучие и продолжительность земной жизни человека тесно связаны с соблюдением нравственных правил и религиозных предписаний.

Характерно, что почти во всех государствах Древнего Мира оказание медицинской помощи связывалось, главным образом, со жрецами, которые обычно совмещали духовную деятельность с деятельностью врачебной. Исключение составляет только Иудейское Царство, где появились первые профессиональные врачи, о чем свидетельствует упоминание в Талмуде: «Врач, который ничего не берет, ничего не стоит» [6].

Все крупные религиозные системы содержат образы, олицетворяющие целительный аспект сакральной (священной) реальности. Образцом целителя обычно является сама верховная реальность, верховное божество или же мифологизированный, возможно, реально существовавший персонаж истории, наделенный способностью быть посредником между двумя мирами – миром священного и миром обыденного, земного (например, Асклепий в Древней Греции) [3].
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Адливанкин И.А. Нашествие в окружении сект и оккультизма. – М.: Изд-во Душеспасительского Православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2004. – 560 с.
2. Дюков Е.Я. Гомеопатия как вопрос земско-общественной медицины. – Харьков: тип. «Печатное дело», 1899. – 25с.
3. Зубаирова-Валеева А.С. Религиозное врачевание как феномен культуры: Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 134 с.
4. Ибн Каим аль-Джаузия, Ибрахим Малик Пророческая медицина – Казань: Изд-во ОАО ПИК «Идеал Пресс», 2006. – 386 с.
5. Клиффорд Т. Демоны нашего ума: алмаз исцеления / Пер. с англ. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация развития тибетской медицины, 2003. – 248 с.
6. Медицина, этика, религия и право: материалы конференции (сост. А.И. Шамшурин). – М.: Международный университет (в Москве). 2000. – С. 167–170.
7. Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 256 с.
8. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный (священник Георгий Шевченко). Изд. 2-е, испр. – Санкт-Петербург: Наука, 2009. – 622 с.
9. Сорокина Т.С. Народное врачевание и традиционная медицина. Те рминология. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1994. – №3. – С. 55
10. Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологи. Вып.2. Табу, тотемизм, их сущность и роль развитии культуры и медицины. Магическая медицина. – М.: МГП «ЭРУС», 1991. – 88 с.
11. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998. – 448 с.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU