Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2013 г. №1(32)

Исторические и современные аспекты Аюрведы

Л.Г. Семенова
ФГУ Российский Научный Центр Медицинской реабилитации и курортологии Минздрава Российской Федерации (г. Москва)

Modern and historical aspects of Ayurveda

L.G. Semenova
FSBI RSC «Medical rehabilitation and balneology» MH and SD Russia (Moscow, Russia)
РЕЗЮМЕ
В обзоре освещаются вопросы истории возникновения, распространения и развития философии «Санкхья». Рассматриваются философские основы Аюрведы и их отражение в медицинском учении. Проводятся параллели с современными научными исследованиями в области биологии. Объясняются основные термины конституциональной диагностической системы и принципы практического применения профилактических методов в повседневной жизни и медицинской реабилитации. Анализируются современные аспекты аюрведического образования, распространения и применения традиционной медицины, перспективы и основные направления изучения Аюрведы.
Ключевые слова: Аюрведа, конституциональные аюрведические типы, «прокрити», «панча-карма», три доши, аюрведические центры Индии и России.


RESUME
The survey highlights issues of the history of the emergence, spread and development of philosophy «Sankhya». The philosophical foundations of Ayurveda and their expressions in ancient medical treatises areexamined. Scientific parallels between Ayurvedic teachings and contemporary research in the field of biology are conducted. Basic terms of the constitutional Ayurvedic types diagnostics and the principles of the practical application of method in everyday life and medical rehabilitation are explained. The modern aspects of Ayurvedic education, dissemination and application of traditional medical systems, prospects and the main directions of the study of Ayurvedic are analyzed.
Keywords: Ayurveda, constitutional Ayurvedic types, «prokreety», the «pancha-karma», three doshas, Ayurvedic centres of India and Russia.

Исторические аспекты Аюрведы

Из наиболее известных и признанных в Мире оздоровительных систем Восточной медицины Аюрведа является самой древней. Аюрведа в переводе с санскрита означает знание о жизни («айю» – жизнь, «веда» – знание). Ее история насчитывает более 5 тысяч лет. Возникновение Аюрведы связывают с так называемым «Ведическим периодом» (VII–IV вв до н.э) истории древнего народа Ариев, когда были созданы Веды – каноны основополагающих знаний. [3, 7, 19, 20, 21]

Собрание Вед древних Ариев состоит из четырех основных частей: Ригведы – сборника священных гимнов о сотворении мира философского содержания, Самаведы – книги песнопений с древними нотами, Яджурведы – с описанием ритуалов жертвоприношений и Адхарваведы – сборника магических формул и заклинаний против злых духов, порчи и болезней. Аюрведа, вобравшая в себя ведическое философское понимание жизни человека, знания о сохранении здоровья, болезнях и способах их лечения была выделена из Адхарваведы как «Пятая Веда» и далее развивалась как самостоятельное медицинское учение [1, 9, 11].

Первые тексты Аюрведы найдены в манускриптах мудреца Али Санкара (500 г. до н.э.), собравшего и записавшего Веданты Ариев, которые до этого передавались устно из поколения в поколение на протяжении нескольких тысячелетий [14].

В истории развития человеческой цивилизации Аюрведа занимает особое место. По мнению современных историков, это не только величайший памятник философско-литературной мысли, но и первоисточник мировой культуры. Детально разработанные принципы Аюрведы о триединстве космического происхождения жизни легли в основу всех религиозных концепций. Точно и научно обоснованная природа взаимодействия вселенских процессов и универсальный взгляд на человеческий организм как модель космического творения потрясает воображение каждого исследователя, изучающего эту древнюю науку [14]. По мнению современных исследователей, Аюрведу следует считать именно наукой, так как ее корни опираются не на эмпирический опыт, как это имеет место в народных традициях врачевания, а на определенные религиозно-философские концепции. Она только подтверждает на частном примере – человеке – правильность общего подхода к миру [9, 15]. Около 500 г. до н.э. Аюрведа сформировалась в качестве восьми ветвей медицины и двух философских школ, названных по именам мудрецов Атрейя и Дханвантари. До конца I тысячелетия н.э. знаменитыми врачами своего времени Чаракой, Сушрутой и Вабгхатой были созданы классические тексты: «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-Хридая-Самхита» Вагбхаты.

Чарака принадлежал к аюрведической школе Атрейя. Он обосновал терапевтическую школу Аюрведы. Сушрута принадлежал к школе Дханвантари и является основоположником хирургической школы. Вагбхата – объединил терапевтические и хирургические методы лечения и обогатил их своим опытом [14]. Знания об аюрведической хирургии и детали хирургических технологий, описанные в Сушрута-самхита, утрачены для современных людей. Применение этих методов на практике прервалось в конце жизни Будды [14]. Если говорить современным языком, ко времени рождения Будды в 623 году до н.э., методы аюрведической медицины имели теоретическую базу и прошли невероятно длительную тысячелетнюю апробацию [9]. Будда, как известно, в своих странствиях
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. «Адхаркваведа. Избранное» / перевод и вступительная статья Т.Я.Елизаренковой. – М.: Изд-во «Наука» Гл. ред. Восточной литературы, 1977.
2. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». Альбом. / Колл. автор.– М.: Галарт, 1994, ил. Лист 8.– С. 96–99.
3. Аюрведа: руководство по практическим методам. / Под общ. ред. В.И. Бородкина. – Минск: Вида-Н, 2000.
4. Базарон Э.Г. «Очерки тибетской медицины». – Бурятское книжное изд-во, 1984. – 167 с.
5. Васубандху. «Абхидхармакоша», «Энциклопедия Абхитхармы». – М.: Изд-во «Наука». Гл. ред. Восточной литературы, 1990.
6. Готвальд Ф., Ховальд В. Аюрведа в бизнесе. – М.: фаир-пресс, 2000. – 56 с.
7. «Древнеиндийская философия». Начальный период. / АН СССР Институт философии. – М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1972.
8. Ионова В.Г., Майская С.А., Ржаницина Р.Ф., Демина Е.Г. «Эффект ряда аюрведических препаратов in vitro на функцию кровяных пластинок у пациентов с цереброваскулярными заболеваниями» // «Традиционная медицина 2000», Сборник материалов конгресса. – М., 2000. – С. 247.
9. Кушниренко Э.Ю. Два цветка на древе медицины: Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. – Москва-Воронеж: ИГ «Золотое сечение», НПО «МОДЭК» 1999. – 480 с.
10. Майская С. А., Осокина Г.Г., Ржаницина Р.Ф. «Эффективность использования аюрведических методов лечения детей, больных бронхиальной астмой» // «Традиционная медицина 2000», сборник материалов. – М., 2000. – С. 429.
11. «Ригведа». Избранные гимны / Перевод, коментарии и вступительная статья Т.Я. Елизаренковой. – М.: Изд-во «Наука» Гл. ред. Восточной литературы, 1972.
12. Сумати Праджня. «Кунпан Дудзи» (Полезный для всех экстракт эмриты) : Большой рецептурный справочник Агинского дацана / Сумати Праджня; пер. с тибет., предисл., примеч., указ. Д.Б.Дашиева; Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН; Бурятский государственный университет. – М. : Вост. лит., 2008. – 214 с.
13. Тарнуев В.А., Намсараева Г.Т. Кровопускание в традиционной восточной медицине. – Улан-Удэ, 1995. – 119 с.
14. Тивари М. Аюрведа: секреты исцеления / Пер. с англ. яз. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 731с.: ил.
15. «Упанишады» Сборник текстов / Пер. с санскрита А.Я. Сыркина. – М.: Изд-во «Наука» Гл. ред. Восточной литературы, 1965.
16. Хлопушина Т.Г., Мохаммедали П.Л., Унникришнан Т., Майская С.А. и др. «Изменения биохимических показателей крови в процессе лечения аюрведой детей с ДЦП» / IV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство», сборник материалов. – М., 1999. – С. 113.
17. «Чшуд-ши» – памятник средневековой тибетской культуры / Пер. с тибетского / Под ред. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева. – Новосибирск: Наука., Сиб.отд-е, 1989.
18. «Чжут-ши»: Канон тибетской медицины / Перевод с тибетс. яз. Д.Б.Дашиева. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 766 с.
19. Энциклопедия: Системы оздоровления Востока и Запада / Под общей ред. А.А. Левшинова. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2001. – 608 с.
20. «Ashtanga Hridaya» / Translated by Prof. K. R. Shraikantha Murthy, Krishnaidas Academy Varanasi, India, 1995. – 239 c.
21. «Charaka Samhita» / Commentary by R. K. Sharma& Bhagvan Dash, Chowkhambha Sanskrit Series Varanasi – India, 1996. – 273 c.v 22. Kieswetter H., Jung F., Pundur G., Jung E., at ol. / Effekt of Garlic on thrombocyte aggregation microcirculation and other risk factors // Infcen J. Of Clin Pharm,. Therapy and Toxicology. P151-155, V.29, No: 4-1991.
23. Makheja A. N., BaileyJ.M. / Antiplatelet Cjnstituents of Garlic and Onion. // Agents and Actoons 1990,29: p.360–363.
24. «Susruta Samhita» / Commentary by K. L. Bhishagranta, Chowkhambha Sanskrit Series Varanasi – India, 1996. – 256 c.
25. Tarasova S.S. Auyrvedic education in Russia – experience on NAAMI – Ayur / III International Seminar of Auyrveda., Jamnagar (India), Abstract Book, 2002. – P. 25.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU