English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2017 г. №2(49)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ В НАРОДНЫХ ПРАКТИКАХ МАЛЫМИ НАРОДАМИ СЕВЕРА

Т.П. Лебедева, К.Г. Ткаченко
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН (г. Санкт-Петербург)

Peculiarities of using certain plants in folk practices by small peoples of the north

T.P. Lebedeva, K.G. Tkachenko
Komarov Botanical Institute of RAS (St. Petersburg, Russia)
РЕЗЮМЕ
Многие народные лечебно-профилактические, гигиенические поверья и обрядности связаны с баней. Она выполняет огромную оздоровительную, гигиеническую и обрядовую роль в народной жизни. Является важным атрибутом быта. Специального анализа опубликованных разрозненных этноботанических данных об использовании разных дикорастущих видов растений местной флоры в бане малыми народами севера (например, вепсами, карелами, ижора, водь, эстонцами-сето) до сих пор не было. Этноботаничес-кие исследования, проводимые на протяжении последних 20 лет на ограниченной территории Северо-Западного федерального округа Европейской части России среди малочисленных финно-угорских народов севера, компактно проживающих на Северо-Западе Российской Федерации, и русских, проживающих с ними, позволили выявить сходство и различия в использовании в качестве полезных одних и тех же дикорастущих растений местной флоры. Приведены основные виды дикорастущих древесных и травянистых растений, которые используют не только для бани как физиотерапевтической и гигиенической процедуры, но и в разных народных практиках и поверьях. Обращено внимание на необходимость организации и проведения широкомасштабных работ по сбору и накоплению этноботанических данных малочисленных народов, проживающих в нашей стране.
Ключевые слова: этноботаника, народные оздоровительные практики, вепсы, карелы, ижора, водь, коми, сэто, русские, флора Северо-Запада, баня, сауна, веники, дрова, поверья.


RESUME
Many folk medical-prophylactic, hygienic beliefs and rituals are associated with a bath. It performs a huge health, hygienic and ritual role in the life of the people. It is an important attribute of life. A special analysis of the published scattered ethnobotanical data on the use of different wild-growing plant species of the local flora in a bath by small peoples of the north (for example, Veps, Karelians, Izhora, Vod, Estonians-Seto) has not been made yet. Ethnobotanical studies conducted over the past 20 years in a limited area of the North-West Federal District of the European part of Russia among the small Finno-Ugric peoples of the North, compactly residing in the North-West of the Russian Federation, and Russians living with them, have revealed similarities and differences in use of one and the same wild plant species of local flora. The main species of woody and herbaceous plants that are used for the sauna and bath are given, not only as a physiotherapeutic and hygienic procedure, but also shown as how these wild plants are used in various folk practices and beliefs. Attention is drawn to the need to organize and conduct large-scale works on the collection and accumulation of ethnobotanical data for a small peoples of ethnic groups living in our country.
Keywords: ethnobotany, folk remedial practices, Veps, Karelians, Izhora, Vod, Komi, Seto, Russian, North-West flora, sauna, brooms, firewood, beliefs.

Многие народные лечебно-профилактические, гигиенические поверья и обряды связаны с баней. Влиянию бани (сауны) на физическое состояние людей, использованию бани как одного из приемов физиотерапии для лечения и профилактики различных заболеваний широко изучается в скандинавских странах [1–7]. Специального анализа опубликованных разрозненных этноботанических данных об использовании разных дикорастущих видов растений местной флоры в бане малыми народами севера (например, вепсами, карелами, ижора, водь, эстонцами-сето), до сих пор не было. Баня (сауна) как ценный клинический инструмент для физиотерапии народов севера занимала и занимает значительное место в народной практике лечения и профилактики различных заболеваний (сердечно-сосудистых, аутоиммунных, токсических и других хронических проблем со здоровьем). Она выполняет огромную оздоровительную, гигиеническую и обрядовую роль в народной жизни, является важным атрибутом быта. В процессе сбора этноботанических материалов об использовании дикорастущих видов растений малыми народами севера европейской части России (вепсы, карелы, ижоры, водь, эстонцы-сето, саамы и русские, с которыми все эти народы издавна живут в тесном географическом и культурном контакте) было обращено внимание на разные аспекты применения некоторых видов растений. В настоящей работе обобщены собранные материалы по особенностям использования разных видов растений в предсвадебной и свадебной, похоронно-поминальной обрядности и в некоторых поверьях прибалтийско-финскими народами севера Европейской части Российской Федерации.

Цель работы – анализ этноботанических материалов по особенностям применения дикорастущих видов растений в качестве полезных в разных практиках домашнего цикла, относимых к физиопроцедурам и гигиеническим мероприятиям, обрядам и народным поверьям материальной и духовной жизни прибалтийско-финских народов севера Европейской части Российской Федерации.
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Laitinen L.A., Lindqvist A., Heino M. Lungs and ventilation in sauna // Ann Clin. Res., 1988; Vol. 20: P.244–248.
2. Vuori I. Sauna bather’s circulation // Ann Clin. Res., 1988; Vol. 20: P.249–256.
3. Kukkonen-Harjula K., Oja P., Laustiola K. Hemodynamic and hormonal responses to heat exposure in a Finnish sauna bath // Eur J Appl Physiol Occup Physiol 1989;58:543–550.
4. Kiss D., Popp W., Wagner C. et al. Effects of the sauna on diffusing capacity, pulmonary function and cardiac output in healthy subjects // Respiration, 1994; Vol. 61: P.86–88.
5. Hannuksela M.L., Ellahham S. Benefits and Risks of Sauna Bathing // The American journal of medicine, 2001 Vol. 110. P.118–126.
6. Crinnion W.J. Sauna as a Valuable Clinical Tool for Cardiovascular, Autoimmune, Toxicant induced and other Chronic Health Problems // Alternative Medicine Review, 2011. Vol. 16, N 3. P.215–225
7. Kauppinen K., Pajari-Backas M., Volin P., Vakkuri O. Some endocrine responses to sauna, shower and ice water immersion // Arctic Med. Res., 1989; Vol. 48: P.131–139.
8. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Особенности использования карелами и русскими растений местной флоры в качестве лекарственных и пищевых // Традиционная медицина, 2016. – №4 (47). – С.43–52.
9. Лебедева Т.Н., Ткаченко К.Г. Об использовании некоторых дикорастущих видов флоры Северо-Запада России народами финно-угорской группы // Лекарственное растениеводство: от опыта прошлого к современным технологиям. К 100-летию изучения эхинацеи в Украине / Материалы четвертой Международной научно-практической интернет-конференции. Полтава, 14-15 мая 2015г. Полтава, 2015. – С.123–127.
10. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Особенности использования растений местной флоры в качестве пищевых и лекарственных малыми народами Севера Европейской части России // Вестник ВГУ, Серия: Химия. Биология. Фармация, 2016. – №1. – С.76–84.
11. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Этноботаника – источник уникальных данных для краеведения и региональной истории использования видов местной флоры в качестве полезных растений // Экологическое краеведение: материалы науч.-практич. конф. / отв. ред. О. С. Козловцева. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2016. – С.193–198.
12. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Дикорастущие плоды и ягоды в культурах прибалтийско-финских народов севера России // Сохранение разнообразия растительного мира в ботанических садах: традиции, современность, перспективы // Материалы Международной конференции, посвященной 70-летию Центрального сибирского ботанического сада (Новосибирск, 1–8 августа 2016 г.). – Новосибирск: ЦСБС СО РАН, 2016. – С.172–174.
13. Фишман О.М. Связь пастушеской и свадебной обрядности у карел // Русский север: проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики: сборник статей. – Л.: Наука, 1986. – С.190–205.
14. Степанова А.С. Карельские свадебные причитания и ритуальная свадебная баня // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск, 1988. – С.106–130.
15. Карелы Карельской АССР / ИЯЛИ КФАН СССР. Петрозаводск. 1983. 228 с.
16. Никольская Р.Ф., Сурхаско Ю.Ю. Баня в семейном быту карел // Обряды и верования народов Карелии. Тр. ИЯЛИ Карельского научного центра РАН. – Петрозаводск, 1992. – С.68–85.
17. Любимов И. Из пережитков прошлого у карел // Этнограф-исследователь. – Л., 1927. – №1. – С.11–17.
18. Богданов Г.Х. Свадьба Ухтинской Карелии // Западно-финский сборник. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. – Л., 1930. – С.36–64.
19. Семенов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ / Учебное пособие по спецкурсу. – Сыктывкар, 1991. – 80 с.
20. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность. – Л., 1977. – 238 с.
21. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел (конец XIX – начало XX века. – Л., 1985. – 172 с.
22. Конкка А.П. Viandot – время летнего поворота в календарной обрядности карел // Обряды и верования народов Карелии. Тр. ИЯЛИ Карельского научного центра РАН. – Петрозаводск, 1992. – С.28–45.
23. Пахомова Д. Уж замуж невтерпеж, или как поднять лемби // ГАЗЕТА «КИЖИ». №11 (106 декабрь 2013) [http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/117/9115.html]
24. Рихтер Е.В. Некоторые особенности погребального обряда сету // Советская этнография, 1979. – №2. – С.116–128.
25. Азовская Л.П. О верованьях вепсов // Этнография народов восточной Европы. – Л. 1977. – С.140–152.
26. Строгальщикова З.И. Погребальная обрядность вепсов // Культурные процессы в Карелии. – Петрозаводск. ИЯЛИ КФАН СССР, 1986. – С.65–85.
27. Алимов Т. М. Знахарство в Карелии // В помощь просвещенцу. – 1929. – №1. – С.15–28.
28. Конкка А.П. Карельское и Восточно-финское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. – Петрозаводск. ИЯЛИ КФАН, 1986. – С.85–112.
29. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков). – М., 1958. – 394 с.
30. Терюков А. И. Погребальный обряд вымских и вишерских коми // Традиции и новации в народной культуре коми. Труды института языка, литературы и истории Коми-филиала АНСССР. Сыктывкар. – 1983. вып. 28. – С.25–31.
31. Терюков А.И. История этнографического изучения народов коми. – СПб.: МАЭ РАН, 2011. – 514 с.
32. Семенов В.А. Некоторые архаичные представления коми по материалам погребального обряда // Вопросы этнографии народа коми, КФАН ИЯЛИ. – Сыктывкар, 1985. – Вып. 32. – С.168–175.
33. Семенов В.А. Этнография коми-зырян. – Сыктывкар: Пермский университет, 1986. – 83 с.
34. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Известия Общ. любит. естеств. антроп. и этногр. – М.: 1890. Т. LXIX, труды этнографического отдела. Т. XI. Вып 2. – С.1–234.
35. Тульцева Л.А. Крапивное заговенье // Наука и религия. – 1979. – № 12. – С.42.
36. Конкка А.П. Духовная культура сегозерских карел конца XIX – начала XX века // Труды ИЯЛИ КФАН. – Л., 1980. – 216 с.
37. Харузина В. Несколько слов о родильных и крестинных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском уезде Олонецкой губернии //Этнографической обозрение, 1906. – №1–2. – С.90–98.
38. Лесков Н. Ф. Погребальные обряды кореляков // Живая старина, СПб. 1894. Вып. 1. Год 4. Отд. 2. – С.511–517.
38. Дукарт Н.И. Весенне-летние праздники и обряды в северной деревне (конец XIX – начало XX века // Вопросы истории Коми АССР (XVII - начало XX века). Труды ИЯЛИ Коми ФАН СССР. Сыктывкар. 1975. Вып.16. – С.141–152.
39. Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX – начало XX века. – СПб., 1994. – 125 с.
40. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми (материалы по психологии колдовства. – Л., 1928. – 192 с.
41. Попов К.К. Зыряне и зырянский край // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1874. Т. 13. Труды этнографического отдела. Книга 3. Вып. 2. – 91 с.
42. Жаков К. Языческое мировоззрение зырян // Научное обозрение, 1901. – №3. – С.68–84.
43. Степанова А.С. Карельские свадебные причитания и ритуальная свадебная баня. // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск, 1988. – С.106–140.
44. Конкка А.П. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 286 с.
45. Линевский А.М. Об охотничьих суевериях // Журнал «Охотник», 1929. – №3. – С.30–31.
46. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми. – Сыктывкар, 1968. – 320 с.
47. Тутельян В.А., Киселева Т.Л., Кочеткова А.А., Киселева М.А. Методологические подходы к созданию рецептур специализированных пищевых продуктов для больных сахарным диабетом на основе опыта отечественной традиционной медицины // Традиционная медицина. – 2015. – №3 (42). – С.44–51.
48. Тутельян В.А., Киселева Т.Л., Кочеткова А.А., Смирнова Е.А., Киселева М.А. Перспективные источники фитонутриентов для специализированных пищевых продуктов с модифицированным углеводным профилем: опыт традиционной медицины // Вопросы питания. – 2016. – Т. 85. N 4. – С.60–73.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU